ИНКОТЕРМС-2010 / INCOTERMS-2010
Инкотермс 2010 (Incoterms 2010) – это международные правила, признанные правительственными органами, юридическими компаниями и коммерсантами по всему миру как толкование наиболее применимых в международной торговле терминов.
Сфера действия Инкотермс 2010 (Incoterms 2010) распространяется на права и обязанности сторон по договору купли-продажи в части поставки товаров (условия поставки товаров).
Здесь представлен полный список терминов Инкотермс 2010 (Incoterms 2010) и необходимые комментарии к ним.
• Термин DAT (поставка до терминала) заменяет собой термин DEQ: товар предоставляется в распоряжение покупателя неразгруженным с прибывшего транспортного средства. DAT в отличие от DEQ применимо для мультимодальных перевозок. По оценкам экспертов по логистике поставка до терминала DAT соответствует больше всего практике логистики в порту.
• Термин DAP (поставка до пункта) является общим положением, при котором важно точно указать место назначения. Термин DAP заменяет собой три термина: DAF, DES, DDU, и предусматривает, что товар предоставляется покупателю уже готовым для разгрузки (в наших условиях для перегрузки под таможенным контролем, или-же для растаможки).
•• Новые расходы и риски в FOB, CFR и CIF:
• В условиях поставки FOB (франко-борт), CFR (стоимость и фрахт) и CIF (стоимость, страхование и фрахт) затраты и риски устанавливаются по-новому. В Инкотермс 2000 при этих трех условиях поставки риск переходил после доставки до борта судна, а в Инкотермс 2010 переход рисков осуществляется после полной погрузки груза на борт судна (о распределении ответственности и переходе рисков в Инкотермс 2000, смотрите далее).
1. Исчезли четыре (DAF, DES, DEQ и DDU) и вводятся два новых условия поставки (DAP - Доставлено до места (Delivered at Place) и DAT - Доставлено на терминал (Delivered at Terminal).
2. Создано два класса Инкотермс:
- правила для любого вида транспорта и
- правила для морских и речных перевозок (Инкотермс 2000 имел четыре класса).
3. Правила теперь работают как для международных, так и для внутренних поставок.
4. Введены ссылки на использование электронных записей.
5. Пересмотрено страховое покрытие с учетом правок внесенных в Institute Cargo Clauses (Институт лондонских страховщиков).
6. Четко распределены расходы по хранению на терминале.
СТРУКТУРА ИНКОТЕРМС 2010 (INCOTERMS 2010):
• группа Е - обязательства продавца минимальны и ограничиваются предоставлением товара в распоряжение покупателя;
• группа F - обязательства продавца ограничиваются отправкой товара, основная перевозка им не оплачена;
• группа С - продавец организует и оплачивает перевозку без принятия на себя связанных с ней рисков;
• группа D - расходы и риски продавца максимальны, так как он обязан предоставить товары в распоряжение покупателя в оговоренном месте назначения (обеспечить прибытие).
• Внутри групп основные обязательства различаются незначительно. Например, в группе С по базисам СIF и CIP продавец обязан дополнительно застраховать товар, а в группе D по условию DDP - уплатить импортные пошлины. Внутри групп F и D есть отличия, связанные с погрузкой (разгрузкой).
Следующая таблица представляет собой классификацию торговых терминов.
Категория Е. Отгрузка | |||
EXW | Любые виды транспорта | Франко завод (... название места) | |
Категория F. Основная перевозка не оплачена продавцом | |||
FCA | Любые виды транспорта | Франко перевозчик(... название места назначения) | |
FAS | Морской и внутренний водный транспорт | Франко вдоль борта судна (... название порта отгрузки) | |
FOB | Морской и внутренний водный транспорт | Франко борт (...название порта отгрузки) | |
Категория С. Основная перевозка оплачена продавцом | |||
CFR | Морской и внутренний водный транспорт | Стоимость и фрахт(... название порта назначения) | |
CIF | Морской и внутренний водный транспорт | Стоимость, страхование и фрахт (... название порта назначения) | |
CPT | Любые виды транспорта | Перевозка оплачены до (... название места назначения) | |
CIP | Любые виды транспорта | Перевозка и страхование оплачены до (... название места назначения) | |
Категория D. Доставка | |||
DAT | Любые виды транспорта | новый !!! Поставка на терминал (... название терминала) | |
DAP | Любые виды транспорта | новый !!! Поставка в пункте (... название пункта) | |
DDP | Любые виды транспорта | Поставка c оплатой пошлины (... название места назначения) | |
D | Категория «D» Внимание!!! | DDU, DAF, DEQ, DES - ИСКЛЮЧЕНЫ из Инкотермс 2010 / EXCLUDED from Incoterms 2010 |
КАК ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПРАВИЛА ИНКОТЕРМС 2010
- При желании применить Incoterms® 2010 (Инкотермс 2010) необходимо четко указать на это в договоре следующим образом: «[избранный термин Инкотермс, включая поименованное место, в соответствии с] Incoterms® 2010» / Инкотермс 2010».
- Избранный термин Инкотермс должен соответствовать товару, способу его транспортировки и, кроме того, отражать, до какой степени стороны намерены внести дополнительные обязательства, например, обязательство продавца или покупателя по организации перевозки или страхования. Пояснения к каждому термину содержат информацию, полезную для осуществления такого выбора. Какой бы термин ни был избран, сторонам следует учитывать, что на толкование их договора могут повлиять обычаи портов или иных пунктов.
- Избранный термин Инкотермс может работать, только если стороны определили пункт или порт, а еще лучше, если стороны определили по возможности как можно более точно такой пункт или порт.
Хорошим примером такого уточнения является следующий: «FCA 38 Cours Albert ler, Paris, France Incoterms® 2010». Согласно терминам Инкотермс Ex Works (EXW, Франко завод), Free Carrier (FCA, Франко перевозчик), Delivered at Terminal (DAT, Поставка на терминале), Delivered at Place (DAP, Поставка в назначения), Delivered Duty Paid (DDP, Поставка с оплатой пошлин), Free Alongside Ship (FAS, Свободно вдоль борта судна) и Free on Board (FOB, Свободно на борту), поименованный пункт представляет место, где осуществляется поставка и переход риска на покупателя. Согласно терминам Инкотермс Carriage Paid То (CPT, Перевозка оплачена до), Carriage and Insurance Paid To (CIP, Перевозка и страхование оплачены до), Cost and Freight (CIF, Стоимость и фрахт) и Cost, Insurance and Freight (CIF, Стоимость, страхование и фрахт), поименованный пункт отличается от места поставки. Согласно этим четырем терминам Инкотермс поименованный пункт означает место назначения, до которого оплачивается перевозка. Во избежание сомнений или споров указания на такое место, как на пункт или место назначения, могут быть далее определены путем указания на точный пункт в этом пункте или месте назначения.
- Следует помнить, что Инкотермс не представляют собой полный договор купли-продажи
Правила Инкотермс только указывают, какая из сторон договора купли-продажи должна осуществить необходимые для перевозки и страхования действия, когда продавец передает товар покупателю, и какие расходы несет каждая из сторон. Правила Инкотермс не указывают на подлежащую уплате цену или способ оплаты. Они также не регламентируют переход права собственности на товар или последствия нарушения договора. Эти вопросы обычно определяются в ясно выраженных условиях в договоре купли-продажи или в праве, применимом к такому договору. Стороны, однако, должны учитывать, что строго обязательный национальный закон (mandatory local law) может иметь преимущество в отношении какого-либо аспекта договора купли-продажи, включая избранный термин Инкотермс.